Индийские компании готовятся к выходу на российский рынок
Пока некоторые западные бренды еще раздумывают, уходить ли им из России, на пятки им уже наступают азиатские, причем не только китайские, но и индийские. Мало кто из них знаком широкому потребителю, но уже в ближайшие месяцы ситуация может измениться. Крупы, макаронные изделия, различные масла, специи, существенная часть товаров бытовой химии - все это производится индийскими компаниями. Такие бренды, как Vermisheli и Everest, выпускающие все в диапазоне от макаронных изделий и до специй, торговая марка Nafed, принадлежащая одной из ассоциаций сельхозпроизводителей и специализирующаяся на крупах, различные масла Sundrop, овсяные хлопья Baggrys, чаи Girnar и многое другое имеют вполне европейскую упаковку и неплохое качество. Жатин Гирдар, глава Savour India Pvt, выпускающей макаронные изделия под маркой Vermisheli, говорит, что его компания готова рассмотреть возможности по выходу на российский рынок. \"Мы открыты ко всем вариантам сотрудничества и готовы работать на российском рынке. У нас есть целый ряд продуктовых линеек, кроме того, мы можем адаптироваться под пожелания заказчика, например, разработать линейку продуктов без глютена или выпускать продукцию под собственными торговыми марками (СТМ) заказчика\", - сообщил он. Широко известен за пределами Индии ром Old Monk. Пользуются спросом и крепкие алкогольные напитки Amrut, в том числе различные варианты односолодового виски, они способны составить конкуренцию шотландским брендам в России точно так же, как делают это у себя дома. Убедительно выглядит индийский рынок и в контексте новых направлений, таких как безглютеновые продукты. Например, бренд Elan Vital выпускает широчайшую линейку различных сладостей и печенья без содержания сахара и глютена. В торговых центрах локальные бренды одежды уверенно соседствуют с глобальными. Flying Machine, Peter England, Allen Solly и Van Heusen - все эти марки способны составить конкуренцию ушедшим из России Zara и H&M и обеспечить высокое качество по доступной цене. В целом же Индия всегда славилась своими хлопковыми и кожаными производствами. Есть локальные игроки и на рынке электроники и бытовой техники. Россиянам уже знаком Micromax - эта небольшая по местным меркам компания, выпускающая смартфоны, уже пыталась несколько лет назад выйти на российский рынок. Среди других игроков отметим Intex - эта компания преуспевает как на рынке бытовой техники, так и гаджетов. \"Большое число индийских компаний заинтересованы в работе с российским рынком. Это компании из сегмента продуктов питания, медицинских товаров, бытовой электроники, ряда других\", - рассказал \"Российской газете\" Аджай Сахай, генеральный директор и CEO Федерации экспортеров Индии. Из Индии в Россию уже поставляют лекарственные средства, комплектующие для автомобилей и оборудования, текстиль и изделия из него, а также продовольственные товары. В сфере продовольствия в Россию импортируется индийский чай и кофе, рис, фрукты и морепродукты, а также кондитерские изделия. По словам Сахая, Россия получает из Индии свыше 43 тысяч тонн чая в год, что делает ее одним из главных потребителей на мировом рынке. Ключевыми здесь являются штаты Ассам и Западная Бенгалия, где произрастают чаи сортов \"Ассам\" и \"Дарджилинг\". По данным собеседника \"Российской газеты\" в минпромторге, заметной частью экспорта из Индии в 2021 году стали кондиционеры и запчасти для них и запчасти для посудомоечных машин. В Россию могут прийти и крупные индийские торговые сети. В частности, интерес к нашему рынку есть у Reliance Retail и Dmart. Кроме того, на рынке может появиться и сеть товаров для дома Maspar - своего рода аналог ZARA Home. У всех этих брендов есть представительства за пределами Индии, в том числе в Европе. Проблемы логистики и проведения платежей сегодня являются определяющими для перспектив поставок в Россию. Так, по словам Жатина Гирдара, ощущается серьезная нехватка информации. И если крупные игроки могут в теории получить информацию напрямую из правительств, то остальным участникам рынка нужно разъяснять имеющиеся возможности и процедуры. \"Сегодня участники рынка не до конца понимают, как могут проходить платежи из России в Индию и в какой валюте они могут осуществляться. Кроме того, нет понимания, с кем в России могут контактировать индийские производители. Только представители российской X5 выходили на контакт с производителями из нашей страны и обсуждали возможности сотрудничества\", - сообщил Гирдар. По данным за февраль 2021 - февраль 2022 года импорт из Индии в Россию занимает 14-е место в общем объеме импорта в Россию. Доля Индии составляет пока всего 1,5% от общего объема ввозимых товаров. Лидером является Китай с долей импорта 25,2%. Следом идут Германия, США, Беларусь и Южная Корея. Кроме того, в топ-10 присутствуют Казахстан, Турция и Польша. По данным ФТС России, импорт России в 2021 году составил 296,1 млрд долларов США и по сравнению с январем - декабрем 2020 года увеличился на 26,5%. На долю стран дальнего зарубежья приходилось 89,3%, на страны СНГ - 10,7%. По данным консалтинговой компании Knight Frank Russia, в первом полугодии 2022 года на российский рынок вышли два международных бренда: в Москве был открыт монобутик парфюмерного дома Vilhelm Parfumerie, а в Краснодаре начал работать первый магазин китайской спортивной одежды и обуви бренда Li-Ning. Ряд иностранных компаний также заявили о намерении открыть бизнес в России. Речь идет, в частности, о турецких сетях общественного питания. Так, сети формата \"фастфуд\" Chitir Chicken и Yesen Burger будут представлены по франшизе, а рестораны Little Kitchen и сеть кофеен Arabica выйдут на рынок с использованием собственных инвестиций. Известно, что Little Kitchen намерена открыть до конца года в России три ресторана, а Arabica запустит первое флагманское кафе-магазин в Москве. Кроме того, переговоры о расширении присутствия в стране и наращивании объемов продаж ведут другие турецкие бренды, в том числе производители одежды adL, Mudo, LTB, Twist и Ipekyol. Выход на российский рынок также обсуждают операторы из Казахстана и ОАЭ. По подсчетам Knight Frank Russia, о приостановке работы в России объявили более 180 компаний. Наибольшую долю занимают бренды fashion-сегмента (19%), за ними следуют FMCG и автомобильные компании (по 12%).