В Росатоме считают, что цифровизация СМП повысит безопасность и эффективность маршрута
Создание единой цифровой платформы сервисов Северного морского пути (СМП), разработкой которой сейчас занимается госкорпорация \"Росатом\", позволит повысить безопасность прохождения судов по маршруту, а также экономическую эффективность грузоперевозок в тяжелых условиях Арктики. Об этом в среду сообщил ТАСС заместитель директора дирекции Севморпути Росатома Максим Кулинко. Правительство РФ возложило на госкорпорацию \"Росатом\" функции по обеспечению безопасности судоходства и развития грузопотока по СМП. Принято решение о создании единой цифровой экосистемы, разработка которой оценивается в более чем 5 млрд рублей. Опытная эксплуатация первой очереди системы должна быть запущена в середине 2023 года, полноценно сервисы СМП должны заработать к июню 2025 года. \"По нашим оценкам, когда единая цифровая платформа Севморпути будет реализована и запущена, а вся информация, стекающаяся в Штаб морских операций, будет обрабатываться нашей системой, то это, как минимум, существенно повысит возможность прогнозирования ледовой обстановки со всеми вытекающими экономическими последствиями. Мы поступательно показываем, что расширяем навигационное окно по Севморпути, маршрут становится все более и более безопасным, наращивается ледокольный флот, за счет всего этого будет расти и экономическая эффективность\", - сказал он. Кулинко отметил, что среди участников логистического рынка СМП заинтересованность в единой цифровой платформе очень высока. Система будет включать девять сервисов, которые предоставляют данные о погодных и ледовых условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов, а также возможность оформления разрешений на проход судов по СМП, мониторинг, диспетчеризацию, управление работой флота. Платформа будет представлять собой программное обеспечение, установки дополнительного оборудования для ее использования не потребуется. Отдельные блоки цифровой платформы связаны с развитием грузоперевозок по СМП и управлением его инфраструктурой. Один из них предполагает создание \"биржи перевозок\" для грузоотправителей и судовладельцев, где они смогут получать информацию о маршрутах от Санкт-Петербурга до Владивостока, расписании и загрузке различных судов. Другой блок представляет собой ситуационный центр, синхронизированный с ситуационным центром правительства РФ. \"Эта часть системы рассчитана на федеральные органы, как некий ситуационный дашборд, где мы будем понимать объем перевозок по СМП, какие грузы в разрезе идут, какие суда находятся на СМП, объем выданных разрешений и так далее. Мы бы хотели, чтобы весь набор данных внутри этой платформы, которая используется и федеральными органами, и компаниями, обрабатывался в режиме \"одного окна\" выдавался в качестве сервисов, которые крайне важны, особенно в современных условиях\", - подчеркнул Кулинко. Расширение источников данных Кулинко пояснил, что для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, особенно в его восточном направлении, помимо уже существующих источников информации, необходимы и другие, разработку которых сейчас ведет Росатом. \"Во-первых, это бортовые измерительные комплексы (БИК), которые будут устанавливаться на суда и в каждой точке нахождения судна в автоматическом режиме будут измерять толщину и сжатие льда, даже толщину снега надо льдом. Вы будете получать из разных точек Северного морского пути данные - где какой лед идет, каково его сжатие в баллах и так далее. Система будет это обрабатывать и выдавать достаточно репрезентативные данные\", - сказал он. Замглавы дирекции Севморпути добавил, что также рассматривается наращивание наземной инфрастуктуры по приему иностранных спутников, в частности, китайских, а также создание авиационных комплексов, которые будут заниматься тактической ледовой разведкой. \"Они будут на расстоянии до 200 км от судна, взлетая, давать радиолокационную картинку. Получается, что вы имеете лед и ряд параметров в точке нахождения судна, вы имеете на расстоянии 200 км ледовую карту, которая позволяет вам тоже оценивать ледовое состояние. Система цифровых сервисов и направлена на то, чтобы из \"одного окна\" Главсевморпути и Штаба морских операций выдавался весь необходимый набор рекомендаций по прохождению СМП тому или иному судну\", - заключил он. Кулинко подчеркнул важность создания платформы, вспомнив аварийную ситуацию 2020 года, когда в восточной части СМП 24 судна, выйдя в рейс в более поздний период, замерзли: остановилось движение, потребовалось вовлечение ледокольных сил, что привело к существенным экономическим потерям. \"Суда могли достаточно быстро пойти, если бы понимали и были информированы, или, наоборот, были бы остановлены на входе и переориентированы на другие маршруты, а тогда они вмерзли в лед и просто ждали, чтобы их растащили\", - сказал он. Госкорпорация \"Росатом\" с 2018 года определена инфраструктурным оператором СМП и отвечает за организацию судоходства, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. Корпорация является куратором двух федеральных проектов \"Развитие Северного морского пути\" и \"Северный морской путь - 2030\", участвует в реализации плана развития Северного морского пути до 2035 года, а также инициативы социально-экономического развития РФ до 2030 года \"Круглогодичный Северный морской путь\", утвержденной распоряжением правительства. В контур дирекции СМП госкорпорации \"Росатом\" корпорации входят ФГУП \"Атомфлот\", ФГУП \"Гидрографическое предприятие\" и ФГБУ \"Главсевморпуть\".